Итальянский костюм

  В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии. К эпохе итальянского Ренессанса относят конец XIV, XV и XVI века (итальянские названия – Треченто, Кватроченто и Чинквеченто).

  Новый эстетический идеал выразился и в появлении новых форм одежды, новой моды, главным в которой было – создание пластичного гармоничного образа. Для Раннего Возрождения характерны юношеское изящество и хрупкость образов. В итальянских одеждах Треченто заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции. Всё броское и вызывающее было отвергнуто. В это время Италия получает особый статус в одежде и моде.

  В костюме эпохи Возрождения в Италии не было строгих сословных ограничений, он выражал скорее имущественное положение человека. Итальянцы носили одежду всех видов: накладную, распашную, драпирующуюся.

  В тоже время в итальянской моде того времени имелись определенные различия в костюмах жителей разных областей, так что трудно говорить о всеобщей итальянской моде. В то время как северные области Италии находились под влиянием Франции, южные временно сохраняли самостоятельность, а Венеция испытывала влияние Востока.

  Сложившийся в позднем Средневековье культ «Прекрасной Дамы» подготовил почву для создания более светского, изящно-привлекательного женского облика. Идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. В эпоху Треченто бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин, поэтому модницы их высветляли.

  Прическа иногда бывала очень сложной и представляла собой изысканную комбинацию из кос и локонов, украшенных жемчугом, вуалями, лентами. Эта комбинация из прядей волос хороша видна в прическе Венеры на картине Боттичелли: различные пучки, узлы на затылке в сочетании с локонами у щек. Очень популярна у итальянок Раннего Возрождения была «флорентийская коса».

  Итальянская женщина эпохи раннего Возрождения выглядит упрощенно-грациозно. Поверх простого нижнего платья, называемого «gamurra» или «cotta» с длинными рукавами, надевалась более элегантная, высоко подпоясанная, обычно светлая и украшенная богатым узором верхняя одежда с длинным шлейфом и свисающими с плеч декоративными рукавами.

  В период Треченто молодые люди и франты ходили в коротком, весьма броском костюме; основой его постоянно являлась античная туника, которую средневековая мода снабдила рукавами, а также дополнила различными эксцентричными деталями.

  Юноши носили завитые, пышно взбитые и распущенные волосы или уложенные в широкий валик концами внутрь. Бороды носили лишь пожилые мужчины. Молодежь ходила с выбритыми лицами.

  В XV веке итальянские мужчины обувались в мягкие туфли, сандалии и мягкие высокие ботинки, которые застегивались на пуговицы. Носки у обуви были округлыми. Во время верховой езды итальянцы надевали кожаные штаны длиной до колен и высокие кожаные сапоги.

  К этому же времени относится появление первой вязальной машины и её продукции – трикотажных шёлковых чулок.

  Италия, игравшая роль посредницы в торговле между Востоком и Западом, в XV веке стала самой богатой страной Европы. Главной законодательницей моды в XV веке была Флоренция, богатство и великолепие становятся характерной чертой итальянской моды этого периода. Феодальная аристократия европейских стран интересовалась всем, что происходило во Флоренции при дворе Медичи, и многому подражала, в том числе и итальянскому костюму.

  Флорентийская женская одежда XV века имела мягкие, подчеркивающие фигуру линии, естественные пропорции или некоторое повышение линии талии спереди, воронкообразную юбку, мягко и плавно расширяющуюся от талии к бёдрам и низу. Рукава присоединялись к платью различными способами. Своей формой, буфами, изящными украшениями они подчеркивали красоту всего костюма. Силуэт флорентийского платья XV века вписывался в овал или треугольник, где ширина юбки относится к росту как 1:2, длина лифа к длине юбки как 1:3,5, голова укладывалась в росте 8 раз.

  Конец XV и начало XVI веков в Италии вырабатывает новый идеал красоты, который проявляется в восприятии человеческого тела и в манере одеваться и двигаться. В эстетике гуманистов возникло понятие о «гармоничном человеке». Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна; кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения.

  Главным символом мужского достоинства этого времени стала симарра – более или менее длинная верхняя одежда с широкими вырезами для рук, которую большей частью носили с надставленными, закрытыми рукавами и украшали богатой меховой отделкой на груди и плечах. Головным убором служил широкий берет без полей, украшенный спереди медалью. Лицо обрамляла пышная борода и бакенбарды. Таков итальянский мужской костюм позднего Возрождения.

  Вид широкоплечего мужчины в просторном, украшенном мехом плаще, наброшенном поверх полуоткрытой куртки с широкими рукавами, исполнен достоинства и жизнеспособности. Именно в это время появляется новое слово – «грандесса», означающее величественную, благородную наружность.

  На одежде итальянцев появляются продолговатые декоративные разрезы (влияние германской моды), расположенные по всей поверхности ткани. Разрезы отделываются цветной тканью или обшиваются через край цветной нитью. Сочетание красных, зелёных, синих тяжёлых шелков с золотом парчи и белизной рубашки создаёт прекрасное живописное решение итальянского костюма этого времени. Живописная фактура костюма в новой цветовой гамме костюма, пышность его форм, игра светотени в складках, ювелирные украшения – цепи, перстни – всё это придавало большую художественную выразительность фигуре итальянца конца XV – начала XVI века.

  Женская одежда становится более широкой и удобной, более мягкого женственного силуэта. Создаётся впечатление, что из стройной, хрупкой девушки она превратилась в зрелую женщину. Силуэт фигуры приближается к прямоугольнику, в котором отношение ширины плеч к ширине юбки близко к единице. Линия талии подчеркивается на естественном уровне. Появляется новый вид дополнения к одежде – шёлковая муфта на меху, украшенная лентами, кистями, различными безделушками. Очень модны были вуали, сеточки, драпировки из тончайшего шелка. Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками, которые шили из ткани, и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.

  Платье знатной итальянки в этот период отчетливо разделялось на юбку и лиф; юбка, собранная вверху в плотные складки, пришивалась изнутри к короткому, обрезанному по прямой лифу. На плечах к лифу прикреплялись широкие вздутые рукава, которые чаще всего были съёмными; они позволяли видеть лишь край разрезанного рукава рубашки с оборкой на запястьях. Белые ткани, которые выглядывали из выреза лифа всегда были дорогими и престижными, поэтому нежнейшее белье вытягивалось пышной «пеной» в промежутках между рукавом и проймой. Из-за дороговизны одежды иногда на платье съёмные рукава заменяли другими, даже другого цвета. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).

  На гладко расчёсанные волосы дамы надевали широкий берет, украшенный жемчугом или медалями. Итальянки любили использовать сеточку эскафьон из серебряных или золотых нитей, унизанных жемчугом, которую носили в виде чепца. Сеточку «прижимали» к голове ферроньеркой – налобным украшением. Однако ферроньерку носили и без этих дополнений. Поражает популярность жемчуга в украшении причесок. Также знатные матроны носили мягкие шляпы и тюрбаны.

  Постепенно женский костюм всё более утяжеляется, становясь очень пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего – короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки. В моду вошли чёрные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу – отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.

  Венеция всегда конкурировала с Флоренцией, в том числе и в искусстве одеваться. Имевшая тесные связи с Византией, Венеция несла в своей одежде черты восточной пышности: тюрбаны, чалмы, фески, напоминающие турецкие, тяжелые шелка, перья птиц. В одежде венецианок наблюдались особые пышность и объёмность, часто за счет больших наплечных валиков.

  В XVI веке в Венеции появляется женский костюм на каркасе. Венецианский корсет был достаточно свободным и создавал впечатление крупного тела, даже если женщина была худощавой. Юбки венецианок всегда имели сборки и свободно лежали на нижней одежде. Венецианский костюм – это своеобразный гимн цветущей, земной женской красоте. Низкий вырез лифа, кружева, тончайшее полотно рубашки, открывающей шею и грудь, жемчуг – всё оттеняло тонкую кожу или создавало впечатление таковой, окружало лицо сиянием, блеском, придавало внешности женщины оттенок возвышенной чувствительности.

  Жемчуг был одним из любимейших материалом для украшений. Ему приписывали различные свойства, например, излечивать сердечные недуги. Многие считали что жемчужины, растворенные в лимонном соке или растертые в молоке, могут излечить безумие. Женщины считали, что ношение жемчуга помогает сохранить фигуру. В конце XVI века жемчужины неправильной формы виртуозно использовались в ювелирном искусстве, их нередко применяли для изображения частей человеческого тела или фигур некоторых животных. В Венеции производство искусственного жемчуга вышло на такие серьезные обороты, что законодатели города вынуждены были сурово всё это регламентировать: 10 лет изгнания и потеря правой руки.

  Очень любили итальянки и камеи. Во времена Ренессанса, эти изысканные украшения переживают второе рождение и становятся невероятно популярными на многие десятилетия.

  Ассортимент шёлковых тканей из которых шились платья богатых итальянок был разнообразен: парча с золотым или серебряным фоном, покрытым узорами из бархата или шелка; алтабас – цельнозолотная или цельносеребряная ткань, на которой контуры узора подчеркивались атласным или бархатным кантам; аксамит, на золотом или серебряном фоне которого ткался сложный, рельефный, петельчатый, с разновысоким уровнем петель узор, эффектно «игравший» светотеневыми бликами, и другие ткани. Роскошные растительные узоры, фигуры животных и птиц, «павлинье око», гранат, лоза – все это в изысканном, вычурном плетении орнамента еще более обогащало и без того роскошные ткани.

  Платья молодых девушек шились из более лёгких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали лёгкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу. Верхней одеждой по-прежнему служили длинные плащи на подкладке, иногда с прорезями для рук. Плащи носили ярких цветов – красные, голубые.

  Обязательным атрибутом был веер – вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шёлковой тканью и похожий на флажок, а во второй половине XVI века появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.

  Пышный живописный туалет завершался вычурной обувью. Венецианская мода ввела в обиход цоколи («коровьи копытца»), очень высокую обувь на платформе, напоминавшую котурны древнегреческих актеров. Такая обувь была особенно популярна среди куртизанок Венеции, и эта мода быстро распространилась по всей остальной части Европы, особенно её любили в Италии и Испании. Высота обуви была необходима для того, чтобы вытянуть по вертикали фигуру в одеждах больших объёмов. Многие модницы из желания казаться выше носили туфли на такой высокой толстой подошве, что не могли передвигаться без поддержки (толщина подошвы могла доходить до 30 см). Деревянные подошвы и верх туфель обтягивались сафьяном, шёлком или расшитым бархатом.

  Кстати, невероятная обуь породила ещё более невероятные законы: в Англии брачные узы могли быть аннулированы, если невеста фальсифицировала свой рост с помощью обуви. В Венеции деревянные галоши на платформе в конечном итоге провозгласили вне закона после того, как возросло количество выкидышей у женщин после падения с этой обуви.

  Прически итальянок поражали многообразием и отличались в разных регионах. Женские прически Флоренции были сложными, состоящими из кос и завивки. Их обильно украшали лентами и нитями жемчуга, а также отдельными крупными жемчужинами. В отличие от Средних веков женщины теперь могли ходить с непокрытой головой. Так, к примеру, носили прически наподобие «греческого» узла. Девушки могли ходить с распущенными завитыми волосами. Женщины носили прически из кос, которые укладывались спиралями над ушами.

  Женские причёски Венеции делились на два основных вида: причёски с завитыми локонами, закреплёнными шпильками и с украшениями; причёски из кос, уложенных самыми различными способами. Носили венецианки и причёски наподобие «колбы». Такие прически состояли из волос, собранных в сетку, которая спускалась с темени.

  Была и прическа куртизанок, которую приличные дамы (матери и жены) не могли себе позволить носить – прическа состояла из двух толстых жгутов, которые были уложены надо лбом в виде баранок, плюс атрибутом такой прически было обязательное наличие густой челки с мелкими кудряшками. Волосы с затылка были гладко зачёсаны. Любимой причёской венецианских куртизанок была причёска с двумя валиками над лбом, напоминавшими по форме полумесяц – эмблему богини Дианы. Иначе эту прическу называли «серп Венеры».

  Косметикой увлекались все знатные итальянки. Лица белили, щеки румянили, а губы красили краской. Куртизанкам было запрещено пользоваться косметикой. Красивым считался высокий чистый лоб, поэтому волосы в верхней части лба удаляли, а брови полностью или частично выщипывали. Чтобы добиться золотистого цвета волос, женщины подолгу сидели на крыше в специ­альной будочке, надев шляпу солана без донышка и разложив на ее полях волосы, смоченные специальным составом.

  В XVI веке впервые появляется нижнее женское бельё и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.

  В конце XVI века появились и первые кружева. Особенно славились венецианские кружева – рельефные, плотные, с чётким геометрическим рисунком – они придавали особое великолепие итальянскому костюму. Секрет их производства тщательно охранялся, а единственным инструментом, с помощью которого они выделывались, была обычная игла. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоёмкая работа, и стоили они баснословно дорого. Производство кружев создало Венеции не меньшую славу, чем изготовление тканей и зеркал. Венецианские кружева сначала были шитые из хлопка (белые и кремовые), а затем плетёные (чёрные, золотые, серебряные) с очень сложными узорами. Даже появилось выражение «плести венецианские кружева», что означало тонкую политическую интригу. Секрет их производства тщательно скрывался. Издавались даже каталоги с рисунками узоров для кружев. В XVI веке появился гипюр. Набойку на текстиле часто выполняли в виде кружева.

  Народная итальянская одежда на протяжении XIV–XVI веков изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма. Мужчины носили чулки и штаны до колен. Типичной крестьянской женской одеждой была рубашка, отрезной лиф, который надевался поверх неё, и широкая недлинная юбка.

  К концу XVI века итальянский костюм изменился, исчезла его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменились более тёмными, а затем и чёрными. Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени – зрелость и опыт. Это обусловили исторические события: не утихающая вражда между различными социальными слоями, борьба между городами, агрессия соседних государств. Окончательный крах Италия потерпела, когда в 1529 году её захватила Испания. С этого времени итальянский костюм и внешний облик итальянцев подвергся сильному испанскому влиянию.

  После захвата Италии Испанией, мужчины наравне с длинными волосами, закрывающими уши, носили испанскую прическу: короткую стрижку с бородой и усами. Модными становятся испанские шляпы. К концу XVI века в моду входит высокий «ток» – небольшая бархатная шляпка без полей, украшенная драгоценными камнями и небольшим страусовым пером. Итальянцы носили также «бальцо» – головной убор в виде крупного валика с вышивкой. Незнатные и небогатые горожане ходили в низких беретах с небольшими полями. В домашней обстановке итальянцы надевали невысокую шляпу типа фески.

  В XVI веке появилась шпага, заменившая тяжёлый средневековый меч. Шпага была принадлежностью дворянского костюма, и носили её на поясной портупее у левого бедра. Справа к поясу на цепочке прикрепляли кинжал, а иногда плоский кинжал — стилет — носили за пазухой. Дополнением к костюму служили также перчатки, подвесной кошелек и золотые украшения в виде цепи.

  В XVI веке у мужчин была удобная мягкая кожаная обувь с широкими носами («медвежья лапа») и без каблуков. Женщины щеголяли в мягкой обуви, иногда на высокой подошве. Украшалась обувь разрезами.

  Отразилось испанское влияние и на женской моде.

  К середине XV века раздробленная Италия, раздираемая внутренними противоречиями, уже не могла противостоять сильным европейским государствам и стала ареной борьбы между ними. По итальянской земле проходят французские и испанские солдаты. Утратив своё политическое и экономическое могущество, Италия теряет положение гегемона и в модах. Итальянская культура продолжает развиваться лишь в северных областях Италии, и особенно в Венеции, сохранивших самостоятельность. Именно там сохранились традиции моды итальянского Возрождения. Однако в конце XVI века и Венеция попадает под влияние чужеземных мод.